Четверг, 2024-03-28, 20:07
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Политика и экономика [13]
Общество и люди [47]
Люди - это основа общества, это его составные части. Проблемы каждого человека становятся проблемами общества и наоборот
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Главная » Статьи » Исследования » Общество и люди

Изменяя изменение климата

Что нас ждёт?

Прогнозируется, что если не будет принято крайних мер, то выбросы парниковых газов вырастут на 70% с текущего момента к 2050 году и будут продолжать расти впоследствии. Это повысит температуру по крайней мере на 4°C от доиндустриального уровня к концу века. Целью Саммита в Копенгагене является направление мира на путь к низкоуглеродному будущему, в котором повышение всемирной температуры останется ниже 2°C.

Бедствие, вызванное повышением температуря на 4°C показано на взаимодействующей карте, подготовленной Правительственной Метеорологической Службой Соединённого Королевства. На рисунке ниже представлен один из кадров, сформированных с помощью этой карты, отражающий все параметры для Европейского региона (после перевода надписей на русский язык).

Рисунок 1

На следующем рисунке представлена карта для всей Земли.

Карта потепления во всём мире

Рисунок 2. Карта потепления во всём мире

Работа в рамках ОЭСР

В рамках конференции ООН по изменению климата 2009 в Копенгагене прошла 15-ая Конференция сторон (COP 15 (Conference of the Parties)) и 5-ая Встреча сторон Киотского протокола.

Ангел Гурриа (Angel Gurría), секретарь по общим вопросам ОЭСР заявил после завершения Конференции в Копенгагене, что «Хотя оно далеко от совершенства, но Копенгагенское соглашение является политической договорённостью, достигнутой в результате напряжённых политических переговоров. Учитывая готовность большинства стран подписать его, оно является прорывом к совместным международным действиям по ограничению всемирных выбросов и помощи в создании более чистых и устойчивых хозяйств». «Мы рассчитываем на то, что работа в Мехико и с более широким международным сообществом, будет наилучшей для установления юридически обязывающего соглашения для действий после 2012 года согласно РСИКООН[Рамочное Соглашение по Изменению Климата ООН; англ. UNFCCC — United Nations Framework Convention on Climate Change] во время 16-ой Конференции Сторон (16КС) в Мехико в 2010. Международные организации должны сыграть главную роль в достижении такого соглашения за счёт информационного обеспечения обсуждений и помощи договаривающимся сторонам в достижении совместного понимания поставленного на кон вопроса».

ОЭСР считает, что заявленные в предложенном в Копенгагене Соглашении цели для снижения всё равно не достаточны. Исследования этой организации свидетельствуют, что развитые страны сократят выбросы к 2020 только на 18% по сравнению с 1990, что ниже на 25-40% уровня сокращения, необходимого для не превышения рамок повышения температуры на 2 градуса. И развивающимся странам также необходимо пойти дальше. ОЭСР заявляет, что она будет помогать развитым и развивающимся странам искать пути сокращения выбросов при сохранении роста хозяйства.

Принимая во внимание изменение климата, которого уже не удастся избежать, ОЭСР расширит исследование того,  как достигнуть приспособления к таким изменениям по всем вопросам развития хозяйства. А основное внимание будет уделено путям содействия развивающимся станам к управлению связанными с этим рисками и достижению их развитием устойчивости к воздействию изменения климата.

По вопросам финансирования ОЭСР исследует механизмы нововведений в международных финансах. Она следит за теми путями, которыми правительства могут удостовериться в том, что их внутренние правила устанавливают нужные цены на углероды и даёт сигналы для нужных частных вложений в низкоуглеродное [low-carbon] общество.

Например, последние исследования показывают, что если бы было введено подходящее сочетание методов и инструментов для сокращения выбросов на 20% к 2020, то это могло бы принести рост их ВВП на 2.5%.  И хотя есть много других конкурирующих направлений использования этих доходов, но и их части было бы достаточно для обеспечения деньгами развивающихся стран согласно Копенгагенскому Соглашению.

Кроме того, ОЭСР поддерживает распространение и передачу методов содействия нововведениям, от ранних стадий технологического развития. Лёгкий и быстрый доступ к низкоуглеродным технологиям и технологиям, которые могут поддержать приспособление, будет крайне важен для своевременных и эффективных мер в развивающихся странах. ОЭСР также ищет пути лучшего информационного обеспечения выбора потребителей и промышленности и работает с правительствами под-государственного уровня для выявления и распространения  способов сокращения выбросов местного уровня.

ОЭСР также заявляет, что будет проводить дальнейшую работу по предложению путей по измерению, отчётности и проверке (ИОП) [англ. MRV measure, report and verify] достижению во времени целей сокращения выбросов государств, усилий по смягчению и финансированию. Это будет важно для убеждения в прозрачности ответственности действий со стороны всех стран.

Важность изменений климата для нас

Прежде всего отмечается влияние на многолетнемёрзлые породы, или, как их обычно называют, «вечную мерзлоту». Утверждается, что они составляют 60% территории России, но есть данные и о 65%.  Эти территории чрезвычайно важны для хозяйства нашей страны, так как на них добывается около 93 % российского природного газа и 75 % нефти, что в стоимостном исчислении обеспечивает до 70 % экспорта страны. Средняя толщина мерзлых пород в этих зонах меняется в пределах от 10 до 800 м.

Изменения в многолетнемёрзлых породах представляют большую опасность для расположенных на них сооружений: мостов, дорог, нефте- и газопроводов, резервуаров, площадок нефтегазопромысловых объектов, жилых зданий и др. Большинство из них имеют свайные фундаменты, при этом многолетнемерзлый грунт используется в качестве основания и рассчитан на эксплуатацию в определенных температурных условиях. Поэтому при оттаивании таких пород последствия сразу же проявятся и потребуют серьезных вложений для их устранения.

Но, как видно из Рисунка 1,  кроме деградации вечной мерзлоты территорию нашей страны также ожидает учащение лесных пожаров, фактически изначающее резкое сокращение площади лесного покрова.Что и говорить, оно затронет хозяйство нашей страны столь же значительно, как и предыдущий фактор.

От местных изменений к всемирным

На Рисунке 2 также видно, что эта проблема затронет все основные регионы мира, которые называются "лёгкими планеты" - то есть те, которые обеспечивают её кислородом, делающим возможным продолжение жизни на ней. Если не забывать о том, что кислород получается не просто так, а ещё и уменьшая содержание углекислого газа, то быстроту и необратимость процесса даже сложно себе представить. 

Также известно, что при оттаивании многолетнемёрзлых пород произойдёт выделение парниковых газов, которые ускорят повышение температуры ещё больше. Поэтому прогнозирование повышения температуры на 4 градуса, скорее всего, предполагает повышение в дальнейшем, которое изменит нашу планету до неузнаваемости, превратив её из цветущего рая в раскалённый ад. Разговоры о каком-либо локальном изменении климата и влиянии на хозяйство это просто лукавство, тем более для нашей огромной страны, которая может себе позволить, в крайнем случае, переселение людей.

Говорить о потеплении стоит лишь в общеземном масштабе, а модели могут лишь показать, в каких пределах мы можем себе позволить увеличение выбросов. И они свидетельствуют, что времени у нас осталось действительно мало. И в этом смысле весьма странно, что США,  как ведущая страна на сегодня, не могут до сих пор принять соответствующее законодательство в этой области и не ограничили ещё выбросы до минимальных величин.  Хотя причина может быть простой и банальной - ведь так трудно доказать необходимость принять меры против будущего бедствия, когда всё пока что идёт прекрасно, тем более в стране предпринимателей, любящих идти на риск.   Остановить потепление можно только при одном условии: мы (земляне) резко ограничим антропогенные выбросы парниковых газов. Точнее это всё, что мы можем сделать, чтобы попытаться остановить это потепление. Остаётся только надеяться, чтобы потепление не застигло нас подобно очередному хозяйственному спаду, ведь на кон поставлен не риск лишиться денег, а судьба нашей планеты.

Что делать?

ОЭСР говорит о ряде способов, которые позволят уменьшить выбросы парниковых газов. Особое внимание уделяется введению цены на выбросы углерода, то есть введению налога на углерод и системы «верхушек и торговли» (англ. «cap and trade»), в которой компании могут покупать и продавать право на выброс определённого количества парниковых газов, а общий объём выбросов ограничен пределом или «верхушкой» (англ. «cap»).

Если в следующее десятилетие станет развитым мировой углеродный рынок, то сохранение концентрации парниковых газов на безопасном уровне будет стоить только десятую долю процента от среднего мирового роста ВВП с 2012 до 2050 года. Ценообразование на углерод потребует дополнения инструкциями и правилами энергетической эффективности и увеличения вложений в исследования и разработки.


Рисунок 3

Около 30 млрд. тонн двуокиси углерода было выпущено в атмосферу в 2007 году. Сектор общественных услуг – предприятия, отвечающие за предоставление электричества и тепла – выбросили 36,3 % от общего количества, за ними идёт транспортная отрасль с 25,5 %. Только дорожный транспорт создал 4,8 млрд. тонн CO2 или 16 % от выбросов соединений углерода во всём мире. Отрасли, в большей степени использующие энергию, такие как производство стали, создают высокие выбросы соединений углерода. Но то же делает и сельское хозяйство. По оценкам, обезлесение стало причиной 17 % от общих выбросов парниковых газов.

Первым важным шагом в установлении цены на выбросы соединений углерода является избавление пагубно влияющих на окружающую среду субсидий потребления и производства энергии. Исследование Общего Энергетического Учреждения ОЭСР и международного сообщества показывает, что избавление от субсидий на каменный уголь в возникающих хозяйствах и развивающихся странах могло бы сократить выбросы парниковых газов на 10% к 2050 году.

Опасения утечки углерода и потери конкурентоспособности

Некоторые страны опасаются, что после наложения ограничений меньших выбросов их собственные отрасли потеряют конкурентоспособность, тогда как выбросы парниковых газов увеличатся в других странах («утечка углерода»). Кое-кто хочет наложить пограничные углеродные налоги на импорт из стран, которые не принимают строгие цели по парниковым газам. Исследование ОЭСР, однако, показывает, что пограничные налоги дают мало в плане воздействия на конкурентоспособность, дороги как для страны, накладывающей их, так и для её торговых партнёров, и может вести к торговым конфликтам.

Вместо этого, считает ОЭСР, необходимо разровнять игровую площадку, расширяя участие в климатических соглашениях для включения как можно больше стран и отраслей. ОЭСР работает над согласованием налоговых мер на торгуемые разрешения, которые создадут более справедливую систему для стран, использующих схемы «верхушек и торговли».

В этом деле главным будет превращение хозяйственного роста в более экологический. Работа ОЭСР над хозяйствологией («экономикой») изменений климата и экологическим ростом показывает, каким образом нововведения и вложения в возобновляемую энергию и улучшенную эффективность может быть новым источником подвижности в хозяйстве.

Основные работы ОЭСР в этом отношении:

Плата за снижение количества парниковых газов

Рынок углерода должен быть необходимым источником финансирования смягчения изменений климата, считает ОЭСР. По оценкам этой организации, если бы все промышленно развитые страны использовали налоги или аукционные допущения для сокращения выбросов на 50% в 2050 году, то доходы могли бы достигнуть 2,5% от их ВВП к 2020. Этот налоговый доход мог бы помочь повышению хозяйственного роста или поддержке смягчения изменений климата в развивающихся странах. Но не стоит забывать, что эти 2,5 не берутся на пустом месте, а фактически представляют собой изъятие денег из хозяйства, как и любой налог. Они, сами по себе, оказывают неблаготворное воздействие на хозяйство, то есть фактически ведут к снижению экономического роста не менее чем на эти «2,5% от их ВВП». А это представляет собой проблему, с которой трудно справиться, поскольку в промышленно развитых странах рост итак сегодня редко превышает 2,5%, то есть они должны обречь себя на сокращение ВВП. Естественно поэтому, что эти деньги в значительном объёме будут направлены на поддержания собственного хозяйства промышленно развитых стран.

Работа ОЭСР показала, что затраты на применение налогов на углерод широко различается среди развитых стран. Для Австралии, Канады и США, например одна тонна CO2 должна стоить по крайней мере 50 долларов США, чтобы вернуться к уровням выбросов 1990 года к 2020.

Вовлечение всех стран: действие на местном уровне и в мировом масштабе

Бедные страны испытают сильнейший удар от изменений климата за счёт влияния засух, ухудшения погоды и поднятия уровня моря. ОЭСР предоставляет руководящие указания для встраивания смягчения и приспособления к изменениям климата в курс развития.

В планировании изменений климата ведущую роль могут сыграть города. Работа ОЭСР над «зелёными городами» показывает, что они часто являются центрами нововведений и могут поощрять чистые энергетические системы, устойчивое управление транспортом и отходами для сокращения парниковых газов.

23 страны-донора ОЭСР, которые формируют Комитет Поддержки Развития предоставили 3,8 млрд. долларов в 2007 году для помощи развивающимся странам в сокращении их выбросов парниковых газов. Это представляет собой около 4% от общей двусторонней официальной поддержки развития в этом году. Крупнейшими донорами стали Япония, Германия и Франция. Это финансирование было главным образом нацелено на энергетический, транспортный, лесной и водный сектора.

О чём предстоит договориться: деньги в обмен на чистоту

Показано, что 84 % выбросов углекислоты обусловлено производством энергии. Рассмотрим соотношение по странам выбросов CO2 и производства энергии.

Рисунок 4. Соотношение выбросов СО2 и произведённой энергии по странам мира (CO2/TPES (тонны  на TДж)).

На Рисунке 4 темнее окрашены страны, которые выбрасывают больше СО2 при производстве единицы энергии. Следует обратить на пример Франции и Исландии, производящих относительно большое количество энергии, но выбрасывающие при этом относительно мало углекислоты соответственно благодаря атомной энергии и термальным водам. Казалось бы у землян есть все возможности для снижения выбросов парниковых газов. Но на этом пути есть очень серьёзное препятствие - непонимание  людей, что проявилось и на последнем Саммите в Копенгагене.

Причиной для непонимания позиций разных стран служит учёт собственных интересов как одними, так и другими. В будущем с переходом к более экологически чистому производству энергии баланс возможностей производства энергии сместится от тех стран, у которых богатые запасы угля и газа, к тем, у которых сильнее морские приливы, теплее геотермальные воды, сильней дует ветер и ярче светит Солнце, а главное, к тем, кто больше средств вкладывает в разработку соответствующих технологий производства энергии. Деньги при этом могут стать лишь прикрытием реальной выгоды, поскольку выгоды получат те страны, в которых разрабатывают технологии производства энергии, если технологический уровень "развивающихся" стран не позволит им разработать конкурентоспособные собственные технологии (а в силу большего развития одних стран не позволит).  Поэтому одними деньгами решить проблему изменения климата вряд ли удастся.

Следует обратиться к поиску не запутанных формулировок и придуманных цифр, а к равнодоступности информации о производстве энергии и доступных технологиях, предоставлению всем людям равных возможностей для развития (в лице стран в современных реалиях), но не путём создания независимых денежных фондов, а путём независимых разработчиков и поставщиков технологий, ибо в масштабных проектах решающую роль играет не желание отдельных участников, а понимание важности общей цели. Хочется надеяться, что возникшие противоречия на Саммите в Копенгагене приведут к пониманию того, что и для  "развитых" и для "развивающихся" Земля предоставила только один путь развития - развития, в котором общие интересы будут преобладать над частными. И это не должно вызывать споров, по крайней мере,в отношении судьбы нашей планеты.  

Категория: Общество и люди | Добавил: jenya (2010-01-05) | Автор: Разумов Евгений
Просмотров: 5435 | Рейтинг: 0.0/0 |

Код быстрого отклика (англ. QR code) на данную страницу (содержит информацию об адресе данной страницы):

Всего комментариев: 0
Имя *:
Эл. почта:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Лицензия Creative Commons